5 викторианских романов для любителей английской классики

Автор подборки: Яна Колодина, ведущая свой блог в жж, председатель и основатель клуба любителей Джейн Остен и английской литературы в Москве.

Конечно же, все мы читали «Джейн Эйр», «Гордость и предубеждение» и «Записки Пиквикского клуба» и не раз жалели, что знаем так мало подобных книг: душевных и написанных с истинным мастерством, передающих ни с чем не сравнимую атмосферу викторианской Англии. Сегодня хотелось бы рассказать о пяти прекрасных викторианских романах: малоизвестных в России, но заслуживающих внимания и любви читателей.

Север и юг
Автор: Элизабет Гаскелл
 
Элизабет Гаскелл – английская писательница середины XIX века, чье творчество в России (а, точнее, в СССР) было известно только по роману «Крэнфорд». Но совсем недавно в русскоязычном переводе появился роман «Север и юг», повествующий об истории любви богатого промышленника с севера Джона Торнтона и юной дочери провинциального священника с юга – максималистке Маргарет Хейл. На протяжении книги героям приходится преодолеть немало предубеждений, чтобы научиться разделять точки зрения друг друга и понять свои истинные чувства. Но не ожидайте наивной романтичной истории – действие романа разворачивается на фоне активного индустриального роста викторианской Англии, трагичная социальная линия искусно переплетается с любовной. Маргарет разрывается между сочувствием к нищим фабричным рабочим с одной стороны и растущим чувством к Торнтону – с другой, и читатель легко включается в этот внутренний конфликт, сопереживая героине.
Тонко выписанные персонажи, глубокий психологизм и неоднозначная проблематика – все это вы найдете на страницах этого прекрасного романа.

Барчестерские башни
Автор: Энтони Троллоп
 
Еще один малоизвестный в России автор, и совершенно незаслуженно. Настоящий мастер письма, этот восхитительный писатель в своих искрометных диалогах воспроизводит ситуации, полные истинно английского юмора и иронии. Никогда не скатываясь в буффонаду, Троллоп, тем не менее, чрезвычайно живо описывает нравы обитателей небольшого провинциального городка – Барчестера. Состояние молодой вдовы – Элинор Болд – становится объектом охоты для местных холостяков, что приводит к массе комичных ситуаций, а новый помощник архидьякона – мистер Слоуп — пытается подчинить себе весь город, изменив его традиции. Но не тут-то было! Супруга архидьякона вовсе не готова терпеть подобные выходки от Слоупа, который, к тому же, попадается в сети молодой хромой красавице – синьоре Нерони.
В чем-то похожий по творческой манере на своего современника, Чарльза Диккенса, Троллоп в «Барчестерских башнях» менее пессимистичен и рождает целую галерею незабываемых образов.

Мидлмарч
Автор: Джордж Элиот
 
Джордж Элиот (чье настоящее имя – Мэри-Энн Эванс) – писательница, известная русскоязычному читателю больше по экранизациям, например, по минисериалу ВВС «Дэниел Деронда». К сожалению, этот роман не переведен, а вот «Мидлмарч» был недавно переиздан на русском языке.
Роман повествует о жизни провинциального городка, где все друг друга знают, и многое зависит от репутации конкретного человека. В свою очередь, репутацию эту очень просто испортить. Две пересекающиеся сюжетные линии рассказывают о жизни молодого, умного и амбициозного врача – Лидгейта, женящегося на не способной оценить его натуру красивой мещанке – Розамонде Винси, и Доротеи Брук – наивной юной девушки, вышедшей замуж за старого и черствого человека – ученого Эдварда Кейсобона. Судьбы этих непонятых обществом людей – самоотверженной, доброй Доротеи и самоуверенного новатора Лидгейта, пересекаются в романе. Провинциальный Мидлмарч не принимает их, отторгая все новое и необычное.
Интересные сюжетные повороты, психологичные диалоги и описания героев – все это, безусловно, позволяет отнести «Мидлмарч» к одним из лучших викторианских романов.

Мельница на Флоссе
Автор: Джордж Элиот
 
Еще один роман Элиот, считающийся программным произведением в Великобритании и входящий, наряду с «Джейн Эйр» и «Гордостью и предубеждением» в «список романов, которые должна прочитать каждая девушка». Не заостряя внимание на пресловутом списке, составленном по неясным критериям, скажем лучше, что роман этот хорош и без всяких рекомендаций, как для женщин, так и для мужчин.
Снова провинциальная Англия, снова конфликт юности и ума с косной традиционностью. Мэгги Талливер, главная героиня, с детства отличалась сообразительностью, любовью к чтению, глубиной чувств. Но порывы ее не находили никакого отклика ни у ее грубоватого, простоватого брата – Тома, ни у тетушек, ни у собственной матери. Пробежало время, Мэгги выросла на фоне тяжелых семейных проблем, и перед ней встает масса вопросов: как вести себя с другом детства, признавшемся ей в любви, – инвалидом-горбуном Филипом Уэйкемом, чей отец считается виновником краха ее отца? И что делать с внезапно обрушившейся на нее любовью к жениху любимой кузины – Стивену Гесту?
В «Мельнице на Флоссе» поднимаются проблемы самореализации, непонятости и неприятия обществом. Противоречивые поступки героев могут вызывать наше одобрение или осуждение, но в любом случае, заставляют задуматься.
Персонажи Элиот очень живые и реалистичные, а небольшие отступления не делают книгу скучной и затянутой, но лишь добавляют лиризма.

Незнакомка из Уайлдфелл-холла
Автор: Энн Бронте
 
Шарлотту Бронте в России знают очень многие благодаря ее роману «Джейн Эйр». Более-менее известна и ее сестра, Эмили, со своим «Грозовым перевалом». А вот младшая сестра, Энн, почему-то всегда остается забытой, хотя ее роман «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» действительно хорош.
Загадочная вдова Хелен Грэхем поселяется в Уайлдфелл-холле со своим малолетним сыном, стараясь избегать общения и никому ничего о себе не рассказывая. Главный герой и одновременно повествователь, Гилберт Маркхем, вскоре влюбляется в нее, и, несмотря на то, что Хелен к нему явно неравнодушна, не отвечает на его чувства должным образом, словно что-то скрывая. Вскоре вся правда становится известной: на самом деле фамилия ее Хантингдон, и она сбежала от мужа-алкоголика, который пытался приучить к пьянству ее сына, не скрывал своей связи с другой женщиной и даже поднимал на жену руку.
Современниками роман был признан шокирующим, ведь прежде никто не писал о семейном абьюзе с такой откровенностью. Переживания главной героини переданы от первого лица столь живо, что легко себе представить красочные картины тяжелых семейных ситуаций, в которых она оказывалась.
Считается, что Энн написала «Незнакомку из Уайлдфелл-холла», частично опираясь на свой собственный опыт жизни и общения со своим братом, Брэнуэллом Бронте, алкоголиком и позором семьи.